Штука это невероятно сложная и невероятно простая одновременно.
Возьмём банальный пример — знание цветов.
Вот мама в слезах доказывает специалисту, что ребёнок цвета знает! Знает!!! Точно знает, мы дома сто раз проверяли! А у специалиста на просьбу взять красный шарик ребёнок реагирует, сообразуясь с генератором случайных чисел. Кто прав?
Я вам один вещь скажу(с)
Не важно. Вот вообще.
Важен вопрос коммуникации и мотивации.
«Только вы сразу поняли, что он знает цвета!». Как же не понять, когда ребёнок стремительным ̶д̶о̶м̶к̶р̶а̶т̶о̶м̶ рывком реагирует на фразу «можешь взять конфету под красным кубиком»?
Это такой банальнейший и простейший пример мотивированной просьбы. Есть сотня причин, по которым человек не то что цвета называть, разговаривать с вами не захочет. И, поверьте, как минимум половина из этих причин не будет связана с ребёнком. Но это тоже не важно!!!
Важно вот что.
Допустим, у вас в углу шкаф. Отличный, наглухо заваренный сваркой металлический шкаф. И вот я путём неимоверных усилий узнаю, что в шкафу золото скифов, два кило гречки и книга ответов на все вопросы мира. Вам это знание зачем? Что оно вам даёт? Правильно, ничего. Потому что шкаф, смотри выше, не открывается.
Важно понять не «знает/не знает», важно понять «применяет/не применяет», а точнее даже «нужно/не нужно». Именно это, кстати говоря, причина постоянной утраты знаний определенными детьми. Зубрили полгода, неделю отдыхали — и всё, чистый лист. Просто ему эти условные цвета нужны примерно, как вам курс геометрии за 11-ый класс. Проходили же? Знаете? Докажете сейчас за чашечкой чая пару теоремок? Ну вот и он не помнит за ненадобностью.
Тут надо разбираться серьёзно и совершенно не нужно с помощью сотни ухищрений добывать это «он знает». Мы же не для удовлетворения наших амбиций это делаем, правда? Не для «только вы поняли». Мы же всё это затеяли для чего-то, да? При этом, естественно, разумные методы налаживания контакта и мотивации — маст хэв. Конфета под красным кубиком — святое дело, куда лучше красного кубика БЕЗ конфеты (за 100$ можно и теорему доказать, оно так лучше вспоминается, факт).
Но совершенно другое дело — глобальная утрата каких-то навыков после травмы.
Вот тут мне, как специалисту, надо в лепешку разбиться, чтобы понять «знает/не знает». Менять плоскости, объекты, цвета, формы, как угодно, сколько угодно. Я даже не знаю, есть ли какое-то ограничение по времени (по-моему, нет). Для меня так: пока есть дыхание, есть сознание. А если есть сознание и нет обратной связи — значит я(!) плохо работаю, я(!) не нашла этот канал связи.
И завтра я попробую иначе.
Очень страшно не понимать, о чем тебя спрашивают. Очень страшно всё время не справляться. Очень страшно, потому что кажется — не справился и всё, стал «неперспективным», «овощем». И главная задача донести до человека простую и ясную мысль.
Дело не в тебе. Это я что-то делаю не так.
Но вместе мы справимся и у нас всё получится, поверь мне.
И когда получится — не плакать.
Вот это самое трудное.