Как узнать, о чем действительно мечтает ваш ребенок?

Итак, давайте попробуем разобраться, как помочь ребенку выбрать жизненный путь, который позволит ему менять мир к лучшему. Попробуем определить работу мечты, работу, которая приносит счастье, какой бы тяжелой она ни была.

Сразу договоримся: в этом тексте мы не будем описывать инструменты профориентации. Действительно, многие из них весьма хорошо работают и, что немаловажно, дают относительно быстрые ответы на сложные вопросы. И да, иногда простые приемы вроде визуализации будущего рабочего места — как раз то, что надо. Мы все эти инструменты еще применим, просто всему свое время.

istockphoto.com

Но не будем забегать вперед. Перед нами сидит наш любимый ребенок, сидит, уткнувшись в экран телефона, и демонстрирует абсолютное безразличие к собственному будущему. Но мы-то знаем, почему он так сидит! Мы же понимаем причины и понимаем, что никаким безразличием тут и не пахнет, просто есть более насущные и актуальные проблемы здесь и сейчас. Что можно сделать, чтобы разрушить этот гнетущий фоновый страх, в котором живет ребенок? Самое главное — расширить границы его мира. Смотрите: если мир ребенка замкнут в системе дом-школа, то обрушить этот мир в пучину катастрофы необычайно легко: неудача в школе автоматически переходит в неприятности дома и наоборот. А когда ВСЕ летит в пропасть, у ребенка как минимум пропадает желание что-то планировать, а про вариант-максимум я даже говорить не хочу.

К счастью, рядом с ребенком есть ответственный взрослый, который знает, что мир несколько больше, чем кажется на первый взгляд, и может прорубить окошки во внешний мир. Такие окошки – это любые внешкольные занятия. Обратите внимание, ключевое слово здесь ВНЕшкольные. Пусть кружки и секции будут не связаны со школой (хотя это неудобно и сложно, я понимаю).

Что это дает ребенку? В первую очередь, ДРУГОЙ социум. Чем больше у ребенка дружеских контактов, тем меньше вероятность, что все они будут вовлечены в травлю, например. У ребенка появляется ощущение надежного тыла, некой стабильности в области востребованности. Исчезает тревожность «я останусь один», «меня все возненавидят», «я самый глупый». Только когда исчезает ужас, появляется интерес: и вот здесь становится важной сфера деятельности кружка или секции.

Сколько копий сломано в дискуссиях на тему «Можно ли бросать музыкальную школу»! Сколько серьезных аргументов приводят сторонники двух полярных мнений. И та, и другая позиция обоснована и логична, поэтому я предлагаю вам нечто среднее.

Yacobchuk | Dreamstime.com

Давайте дадим ребенку пробовать. Пусть кружки будут самыми разными, а не только теми, о которых мечтали родители и которые соответствуют выбранному статусу. Пусть мнение ребенка будет определяющим, и пусть на первом этапе ребенок поменяет десятки кружков.

Давайте проговорим с ребенком, что любое дело, даже невероятно любимое, иногда включает сложные и скучные занятия. Например, как бы вы ни любили английский, вам будет сложно заниматься им после работы. И поэтому в отношении кружков действует правило: то, чем мы занимались больше полугода, доводим до определенного конца (например, до конца года). В идеале, конечно, хорошо иметь какие-то вещественные подкрепления этого процесса: дипломы, грамоты, пояса, медали.

Эта позиция поможет ребенку не бросать начатое дело при первых трудностях, однако и не сделает его обреченным годами вымучивать ненавистное нечто, просто потому что когда-то он «попросил гитару, так будь добр держать слово». Не надо так, хорошо? Во-первых, это просто нечестно, ни один ребенок не может предвидеть последствий своих желаний и просчитывать тяжесть необходимых усилий. А во-вторых, мы же помним, что никогда не поздно остановиться, если идешь не в ту сторону!

Фактически, при соблюдении этих двух правил: защищенности и возможностей, интерес ребенка проявится сам и без наших вопросов. Интерес иногда обозначает талант, и абсолютно всегда — способности. Соответственно, наша задача сводится к тому, чтобы определить список профессий, в которых эти способности особенно ценятся (вот здесь как раз и пригодятся методы профориентации: тесты, визуализации и многое другое), потом – список институтов, которые готовят специалистов этих специальностей и список экзаменов, которые надо сдать для поступления в эти институты.

А потом нам остается только помогать ребенку следовать выбранным путем.

unsplash.com

Отдельно надо поговорить о детях, которые уже не верят взрослым и вообще не верят в хороший исход.

Таких детей бывает довольно сложно оторвать от какого-нибудь эскапистского занятия (сетевой игры, сериала, книги), поговорить с таким ребенком довольно сложно. На мой взгляд, есть только одно решение этой проблемы: необходимо восстановить доверие к миру и к себе. Следовать за ребенком — это не только основная идея общепризнанной коррекционной методики, это еще и основное условие, чтобы установить доверительные отношения.

Играйте в эту сетевую игру, разберитесь, вникните, станьте экспертом в этом сериале, следите за выпуском новых глав этой книги — оно того стоит, поверьте. Вы даже не заметите, как начнете разговаривать обо всем на свете, как апатия и вялость ребенка сменится кипучей энергией и как у ребенка, который «ничем не интересуется», появятся на столе чертежи моделей роботов или аквариум с ахатинами, или акварельные наброски декораций к спектаклю.

Дальше уже действуем по описанному сценарию: список профессий, список институтов и список экзаменов.

И если в период детской абитуры вас покинут силы и средства, помните, пожалуйста: институт мечты никогда не бросают!

А уж о чем мечтает ваш ребенок, вы знаете точно.