Когда педзапущенность превращается в умственную отсталость?

Весь июнь мы говорили о проблеме образования, о выборе школы, о том, как решиться пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и как сохранить при этом здравый смысл и добрые отношения с детьми. В завершающей статье июньского цикла мы предложили дефектологу команды «Метелица» Марии Лебедевой затронуть проблему, с которой она часто сталкивается в работе и о которой, как правило, незаслуженно редко говорят начистоту. Сегодня мы этой темы коснемся и будем рады узнать ваше мнение.

Давайте поговорим про умственную отсталость. Тема изначально скандальная, равнодушных к ней практически нет. Есть на эту тему совершенно бесчеловечные тирады о биомусоре и естественном отборе, написанные людьми, которые буквально поражают сочетанием жестокости и невежества: эти люди не могут решить элементарных школьных задач по генетике, но знают о генах буквально все. Но даже совершенно нормальные люди, люди образованные и милосердные, иногда не задумываются об одной из граней этой проблемы.

Смотрите: есть такое понятие — педагогическая запущенность. Это такое нарушение развития ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. По вине взрослых возникает, обратите внимание! Ребенок на этот процесс повлиять не может! Он, возможно, родился Моцартом или Лихачевым – не важно, шансов у него нет. Запущенность эта бывает разных видов, нас с вами сейчас интересует интеллектуально-педагогическая. Когда ребенок не знает того, что знают многие сверстники, не может освоить образовательную программу и не имеет ни малейшего желания даже пытаться это сделать. То есть, кажется, познавательной активности у него тоже нет.

И вот так, через пень-колоду, ребенок волочит на своих плечах эту самую запущенность до того момента, пока ему не исполнится сколько-то лет (чаще всего 13). Обратите внимание, на это тоже невозможно повлиять, возраст силой воли не притормозишь. И наша педагогическая запущенность чудесным образом превращается в умственную отсталость! И это честно: обычно, с этого момента упущенного уже не вернуть и желания учиться не пробудить. Повторюсь: все честно, диагноз имеет место. Жутковато звучит, да? Дальше будет хуже, потому что начнутся примеры.

На моих коленях сидит девочка Анфиса, ей лет шесть. Ох, оказывается ей десять! Но она же маленькая и не знает вообще ничего! На колени мне она залезла потому, что так надежней: я подсказала ответ в викторине, и Анфису так потрясло, что я знаю КТО ТАКОЙ ГАГАРИН, что она смотрит на меня буквально открыв рот и боится потерять такой кладезь знаний.

С ней занимается целая команда государственных социальных работников и всех их она любит до беспамятства: «Тетя Люся показала, что такое квадрат! Я смогу в школе показать! Тетя Маша читала стихи! Пушкин!!! Я выучила, он Пушкин!!! Тетя Даша меня ругала, что я мало ем! (я той тете Даше памятник бы поставила, так много это «ругает» значит для детей, которые сами себе еду добывали). И пока я ела котлету, мне читали сказку! Там девочку звали как меня!!! Это не Пушкин был, я выучила!»

Вы плачете? Не плачьте. Это история с хорошим концом и изначально не самая трагическая. Анфисе «повезло»: мама-наркоманка просто не обращала на нее внимания, Анфису не били и не истязали психологически, поэтому невероятная познавательная активность выстояла. Ну и та самая «бездушная государственная машина» оказалась и не машиной вовсе, а десятком теплых рук, протянутых ребенку. Если бы не эти руки, то через три года Анфиса официально стала бы УМСТВЕННО ОТСТАЛОЙ.

А бывает, что ребенок, который изначально попал в школу из той среды, где с ним не занимались совершенно и абсолютно, начинает отставать от сверстников. Вы пробовали каждый день быть последним? Быть самым тупым, самым неловким, самым неподготовленным? Воспылаете вы любовью к этому заведению? Подумайте, как много ужаса может скрываться в словах «возьмите зеленую ручку!» для ребёнка, у которого ее нет и не будет. Сколько времени он потеряет на борьбе с этим ужасом, какой у него будет результат?

А дома его будут бить над учебником по литературе. Бить по голове, под волосами не видно синяков. Бить до крови и писать записки в школу «упал с качелей». А в школе вечерами будет реветь молодой психолог, потому что «в детском доме хуже». А соседи будут говорить «я доносы не пишу». А учитель купит пять ручек на свои деньги и подсунет их ребенку, но это не поможет, потому что при виде учебника ребенку страшно так, как и представить себе нельзя. А может и не купит, потому что ребенок этот на вид не ангел, ругается, как извозчик и плюет на пол. А может…

Кажется, что дальше я напишу, как эту проблему решать. Но нет. Общего решения нет, к сожалению. Мы, взрослые, должны наконец стать теми самыми ОТВЕТСТВЕННЫМИ взрослыми и принимать взвешенные решения, исходя ТОЛЬКО из интересов конкретного ребенка. Не пугаться диагнозов и не отмахиваться от них. Много думать и много делать. Собственно, примерно этим мы и занимаемся всей командой.

Помогите, это легко...

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж. В 2023 году «Метелица» безвозмездно провела 2840 часов консультаций для нуждающихся в психологической и иной помощи. Мы работаем благодаря Вашим добровольным пожертвованиям. Спасибо!

Поделиться: