Что делать, чтобы праздники в школе и детском саду не были в тягость

Праздники очень нужны детям. Праздники — возможность переключиться, подурачиться, время передышки и прекрасные острова спокойствия в бесконечном море учёбы. А ещё праздники раздвигают границы мира ребёнка, что невероятно, непередаваемо важно: если твой мир ограничен сочетанием «учёба + семья», то двойка за контрольную может перевернуть этот мир, сделать его непригодным для жизни («Я неудачник в школе и мной не будет гордиться семья, выхода нет») — а это может приводить к страшным последствиям. Праздники помогают ребёнку помнить о том, что в жизни есть что-то кроме обязанностей. Конечно, хорошо, если это будут правильные, добрые праздники. Впрочем, качество праздника определяющего значения не имеет.

Несколько лет назад не было ничего, что вызывало у меня бо́льший ужас, чем школьные или детсадовские праздники. Во-первых, само ненатуральное, вымученное, показушное действо, молниеносно обрастающее интригами и ревностью на жизненно важную тему «почему ёлочку играет эта Ниночка?». Во-вторых, зрительный зал, состоящий из уставших или опаздывающих (или и то, и другое) родителей, поистине адские мучения родителей-одиночек («а наша мама/бабушка/папа придёт ко мне на праздник, да?») …в общем, словами не передать, как это всё радостно. И очень хочется всё это великолепие прогулять.

Но не надо. Честное слово, легче не будет: в воображении ребёнка пропущенный Праздник урожая будет иметь масштаб пропущенной церемонии Оскара, причем такой, на которой ему должны были эту заветную статуэтку вручить. Но ведь и мы живые люди.

Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы праздник не был в тягость для ребенка и родителей.

1. Сценарий

Тут вам или повезло – у вас реально живые и весёлые педагоги (и тогда сценарий соответственный) – или не очень повезло. В первом случае наслаждайтесь (и помните, что вам все ужасно завидуют), а во втором… тоже наслаждайтесь! Дети не замечают ненатуральности веселья или бездарности сценария, дети просто любят праздники! И часто бездарность праздников совершенно не означает бездарности педагогов, поверьте.

Так что можно расслабиться и думать о том, как это здорово, – сидеть рядом с улыбающимися детьми.

2. Степень участия, роли

Когда я пишу, что тема распределения ролей жизненно важная, я не преувеличиваю. С ощущением «я даже роль ёлочки для своего ребёнка получить не могу» жить тяжело и неприятно. Утешает одно: обычно дети просто любят участвовать в действии. Главная роль или второстепенная – им не важно! Хотя бывают исключения, конечно. В этом случае нужно просто поговорить с классным руководителем и психологом, они умеют работать с таким запросом.

Вы спросите: почему тогда изначально эта система не работает так, чтобы никого не обидеть? Ответ чуть выше: обычно детям это не важно, их и такая система не обижает. А несомненно, проще отдать главную роль человеку, который быстрее всех выучит текст и выговаривает «р». Ничего личного. Но повторюсь, будет запрос — вопрос решится легче, чем можно себе представить. Педагоги, практически все, тоже любят, когда дети счастливы.

Так что можно расслабиться и думать о том, как это здорово, что ВСЕ дети участвуют в праздничном действии.

3. Присутствие

Вот тут ничего утешительного не скажу. Не видела ни одного ребёнка 1-4 классов, который не хотел бы, чтобы к нему на праздник пришли взрослые. Ключевое слово в предыдущем предложении — ВЗРОСЛЫЕ: помните,  сестра/брат не считаются или даже роняют ваш рейтинг, отнимая внимание от участника торжества. Но ведь взрослые – это не только семья. Это все родственники, друзья, даже соседи. Очень выручают друзья, очень. Если кто-то из друзей носит форму, то я вам гарантирую успех уровня ВАУ. Нехитрое планирование и заранее составленный список тех, кто может вас заменить, поможет спокойно ехать на внеплановое совещание, ждать ГИБДД при аварии или лежать с грелкой при ОРВИ.

Этот абзац может вызвать неприязнь, я знаю. Ребенку важна мама, важен папа, а не какие-то полузнакомые личности, я с этим совершенно не спорю. Вопрос в том, что у вашего присутствия на празднике несколько функций, одна из них — социальная. Представьте себе встречу одноклассников, где ВСЕ будут парами. Вам легко будет прийти без пары? Если да, то просто поверьте, такого уровня осознанности и просветления ребёнок ещё не достиг.

Лучше друг семьи или двоюродная бабушка, чем никого. Я сама недавно была «воскресной мамой» для подростка, который меня раньше в глаза не видел и, естественно, рад мне был примерно как голубю. Но тому, что к нему приехали, как ко всем, тому, что вокруг него суетились был ОЧЕНЬ рад. Для малыша 1-4 класса быть как все — важно.

4. Инвентарь: костюмы, реквизит, поделки

Костюм

Если располагаете средствами, которые легко можете «прокутить», — покупайте костюм. Экономит нервов ровно на эту сумму, мне кажется. Если не располагаете, спросите друзей. У них точно что-то нужное есть (кстати, у меня до сих пор не забрали сарафан для девицы из «Царя Салтана», вдруг кому-то нужен?)). Если же вы на необитаемом острове, то делайте костюм своими руками. Но помните: если вы погибнете смертью храбрых на этом костюме, хорошо не будет никому, поэтому, Бога ради, попроще. Дети не особо на костюмы смотрят.

Реквизит

Великолепная вещь маркер: пишете на плотном листе «корона», крепите на вязаную шапку булавкой. Если ребёнок хохочет вместе с вами – реквизит готов. Если ребёнок НЕ хохочет, а хочет настоящую корону, просим помощи друзей или классного руководителя (в школьных костюмерных есть всё, по-моему).

Поделки

А вот тут всё плохо. То есть нет, неправильно выразилась. Дети любят поделки. Если вы их не любите (я про поделки), вам будет не очень легко. Я, например, рукоделие ненавижу. Расскажу, как я решала эту задачу.

  • Поиск подходящих вариантов в интернете: всё трудозатратное и некрасивое отсеиваем сразу. Всё, что радует глаз и не стоит, как билет на Канары, вносим в список.
  • Закупка/поиск материалов по списку. Прекрасное времяпрепровождение с ребёнком, по пути из бассейна или на прогулке можно потихоньку собирать шишки или покупать клеевой пистолет (самая нужная вещь в доме с ребёнком!). Главное, не забыть то, чем вы будете застилать дом от красок, клея и прочего творчества.
  • Выделение места для хранения. Если шишки будут попадаться вам под руку где не надо, вы их можете выкинуть, а еще они не слишком чистые и не всегда целые, в общем надо заранее знать, куда вы их уберете.
  • Безопасность процесса. Вы уже купили клеёнку или что-то подобное. Главное не пренебрегать защитой интерьера, а то потом будет грустно.
  • Сам процесс. Тем, кто ненавидит рукоделие, как я, советую сконцентрироваться на главном: на том, что любите. Я люблю проводить время со своими детьми, а ещё я повторяла про себя фразу «я люблю тебя так сильно, что не только легко отдам тебе свою жизнь, но даже могу для тебя вышить ёлочку». А если серьёзно, работа в «Метелице» очень хорошо помогает расставлять приоритеты, помнить о том, что ВАЖНО, а что не очень. Время, проведённое с ребёнком, — бесценно. Бесценно, даже если эту мысль используют в рекламе.

Так что, красить шишки, так красить шишки! Лишь бы вы были здоровы и улыбались!

А тем временем, до Нового года осталось меньше ста дней))

, , ,