Октябрь и школа. Сохраняем спокойствие доступными способами

Vitolda Klein, unsplash.com

Сентябрь для школьника – время сложное. С одной стороны, это долгожданный праздник для первоклассников, ожиданием которого многие жили долгие месяцы, мероприятие ответственное и тревожащее. С другой – не менее долгожданная встреча с друзьями, которую омрачают только эти «бестолковые первоклашки» и необходимость сидеть на уроках. Но никакие сложности не могут омрачить сентябрь: новые впечатления перевешивают даже необходимость ранних подъёмов.

Другое дело — октябрь. Бесконечность пытки под названием «встаём по будильнику» невероятно портит жизнь школьника. Школьник постарше придавлен грузом понимания календаря: он точно знает, что следующее лето будет настолько нескоро, что дожить до него смогут лишь немногие герои. Добавьте к этому часто совершенно фантастический постулат: «не сдам эту чертову математику – мама убьёт». Добавьте социальные проблемы: неразделенная любовь, ревность к новеньким, дружба-вражда, переходящая из одного состояния в другое. Добавьте отсутствие мотивации к самому процессу: с друзьями уже увиделись, а ради «чёртовой математики» рано вставать может исключительно мультипликационный персонаж. В целом картина получается невесёлая. А ещё на улице дождь, серость и никакого просвета не предвидится.

Поэтому — грустно. Грустно и тяжело, – обращаю на это ваше внимание. Реально тяжело. Никто не прикидывается, не симулирует и не бесится с жиру.

У первоклассников ещё интересней. Они так ждали, так готовились, так старались, они так смело стояли на линейке совсем-совсем одни, они были такими молодцами, что сравнивать их можно, пожалуй, только с героями боевиков: «был собран, отважен, целеустремлён». Но, как вы понимаете, ни один герой боевика не делает свои подвиги ежедневной рутиной, а первоклашке приходится! И к концу сентября ребёнок говорит: «Хватит! С меня хватит!»

Здесь надо сделать маленькое отступление.

Если вам кажется, что уж вы-то сами прекрасно справлялись, прекрасно учились и не имели психологических проблем, то вам КАЖЕТСЯ. Нынешние дети сильней, умней и милосердней, поверьте. Просто жизнь очень изменилась, очень ускорилась и стала на порядок более нервной. Наша задача в целом сводится именно к тому, чтобы это понять. Остальное, как говорится, дело техники.

Так вот про технику.

Все дети разные, универсальной методички быть не может, но что-то полезное попробуем найти.

1. Ранние подъёмы.

Адвент-календарь, unsplash.com

Мне нравится идея с аналогом адвент-календаря для первоклашек. Рассчитываем дни с ранними подъёмами до ближайших каникул и мастерим такой календарь. Только, ради Бога, так, чтобы вас это не затруднило. Потому что счастливый родитель — обязательное условие счастья ребёнка!

Очень ленивый вариант: покупаем маленькие приятности и кладём их под перевёрнутую кружку, из которой ребёнок будет пить свой утренний сок, методика «два в одном»: заодно и завтракать усадим.

Школьнику постарше можно:

— разрешить поиграть 10 минут в любимую игру. Таймер — наше всё.

— поныть с вами вместе. Во-первых, очень объединяет. А во-вторых, укрепляет доверие, маленький человек очень ценит честность большого человека.

— каждый самостоятельный ранний подъём премировать жетоном или наклейкой, определенное количество которых можно будет обменять у родителей на внеплановый поход в кино.

2. Бесконечность процесса.

Вот тут осторожней. Не будем превращать образование в квест «дотяни до каникул». Давайте сделаем это осторожно и ненавязчиво.

С первоклассниками обсудим праздники, которые ждут его В ШКОЛЕ. Даже если нам кажется, что это ерунда какая-то, а не праздник. Мы про праздники потом поговорим отдельно, это довольно важная тема. А к праздникам надо готовиться! Вот так, в подготовке к очередному мероприятию, собирая шишки или модель спутника, и протянем до каникул. А уходя на каникулы, обратим внимание ребёнка на то, что будет ПОСЛЕ них, такое интересное и яркое.

С детьми постарше используем календарь. Купим готовый календарь, где весь год на одном листе, и посадим ребёнка нам помогать. Мы диктуем даты, он их закрашивает. И пусть там будут не только каникулы, но и государственные праздники, длинные выходные и прочее. В процессе сетуем, что тратим на это очень много времени, потому что «даже не знали, что в году так много нерабочих дней». Всё. Идея бесконечности каторги пошла трещинами.

Теперь хочу о самом важном сказать. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ВСЕ маленькие дети считают, что оценки важны – что бы мы ни говорили им дома и что бы они ни говорили дома нам. Поэтому бесконечно повторяем ребёнку, что любим ЕГО, а не его достижения и успехи, что все дети разные, что все по-разному развиваются и растут. Рассказываем истории про себя и своих друзей – ребёнок их должен знать, это важно! Мы получали двойки и всё равно смогли дотянуться до своей мечты. Бесконечно повторяем, что родитель – не проверяющая комиссия. Что мы, взрослые, и наши дети — одна команда, вместе мы можем всё. Про медведя поём, наконец (который без друга)!

И вот тогда постулат «мама убьёт меня за математику» будет иметь исключительно социальную роль: говорить-то ребёнок это будет, а вот верить в это уже не будет.

Забыла важное – мотивацию. Мотивация – штука сложная. В идеале сам процесс обучения и есть мотивирующий фактор: учиться интересно. В реальности бывает всякое, и это всякое может напрочь отбить у ребёнка желание учиться. Но и на этот случай есть техники и методики, как помочь ребёнку обрести мотивацию и самому не сойти с ума. Если нужно, об этом тоже поговорим.