Вопросы выбора профессии очень остро стоят перед выпускниками 9 и 11 классов. Не менее остры, да еще и болезненны они и для родителей выпускающихся школьников. Разговоров, споров, центров, исследований — масса. Представьте, что происходит, когда вопрос профориентирования встает перед ребенком с ДЦП. Мы много лет слушали стоны родителей наших подопечных и поняли только одно — надо пробовать.
Пробовать не в 9 или 11 классе за год, при том что секций, кружков и репетиторов, помимо основной нагрузки, у ребенка нереальное количество, выбирать куда идти учиться, на наш взгляд, поздно. Особенно детям с ДЦП.
Есть категория людей, имеющих явно выраженные склонности, таланты и желания, такие дети хотят быть допустим врачами, и четко идут к цели, их единицы.
Безо всяких претензий на какую-то научность или психологичность опишу ребят с ДЦП несколькими словами.
Они пугливы, как дикие зайцы, они вздрагивают от хлопков, криков, вспышек и прочих внезапностей, они очень пугливы.
Они консервативны до мозга костей, все нововведения вызывают бурное отторжение, переходят в стойкой неприятие, а потом в упрямое «всё равно не буду». Они очень консервативны, каждый шаг как шаг в открытый космос. Поверьте, уровень нагрузки на их нервную систему сопоставим с нагрузкой космонавтов.
Они очень индивидуальны, штучны. Помните было понятие индпошив – индивидуальный пошив. Мы часто обобщаем – спинальники, аутисты, ДЦПешники. Но они очень разные, при том что даже внутри ДЦП проведена некоторая классификация и систематизация из 6 детей с левосторонней гемиплегией все 6 разные.
Мы задумались о профориентации давно, но все что видели по каким-то причинам не устраивало – дорого, далеко, пустая программа в итоге решили, что у нас в команде потрясающие педагоги, надо их подтолкнуть подумать. И они подумали.
Первый опыт профориентации привел к тому что наша замечательная Карина поступила на общих основаниях в медицинский колледж. Сегодня мы говорили с ее бабушкой:
— Все замечательно! Спасибо вам большое! Прямо сейчас Крина лежит на коврике делает физкультуру. А учиться ей очень нравится. Правда сидит иногда по полночи, но в тройке лучших в группе. Андрею Ивановичу привет-занимается по его программе.
А следом фото Карины делающей упражнения на коврике. Карину больше не надо уговаривать, она знает, чего хочет и что для получения желаемого нужно работать. На это нас ушел год.
Сейчас мы начали еще раньше. Мы поняли, что это важно, начиная с 12-13 лет дать ребенку потрогать своими руками те профессии, о которых он сам размышляет, или те, к которым у него есть склонности по мнению родителей и педагогов. В нашей практике были случаи, когда, например, вопреки все тестам и настоянием психологов, ребёнок выбирал вместо рекомендованных бухгалтерии или нотариата, вдруг, профессию фотооператора и на данный момент уже не плохо в ней реализовался.
Не сделать ошибку – это главная цель, но не менее важно и нужно научить сделать ошибку и пойти дальше. Вот такие задачи мы для себя определили:
- научиться делать выбор,
- принимать последствия выбора,
- идти дальше не смотря на ошибки.
В эту субботу был первый поход на практику с Валерией, предварительно мы уже ходили на прогулки с собаками и учились их кормить, ведь Лера захотела быть кинологом. В этот раз мы договорились о практике с чудесной ветклиникой «СанаВет». Переволновавшись мы пришли в клинику, Лере выдали белый халат перчатки и пригласили пока наблюдать и задавать вопросы. Наша скромная и впечатлительная Лера наблюдала как принимали маленького йорка-диабетика, и меряли у него сахар, потом как коту чистили уши и обрабатывали ранки на спине, а потом чудесный бигль на приеме показывал чудеса дрессуры и на вопрос хозяйки сколько будет 8:2 пролаял 4 раза, но когда у бигля стали брать кровь из вены нашей Лера стало плохо. Как оказалось, захлестнули эмоции.
Посидев в коридоре, придя в себя, Лера сразу спросила:
— А в следующую субботу можно будет еще?
Мы подумали и решили, что можно, главврач клиники Леонор Викторовна нас поддержала. Она рассказала Лере о том, что прошлые практиканты, четверокурсники из ветакадемии, тоже попадали в обмороки. Валерия естественно тут же вдохновилась что она не такая уж трусиха. Но на самом деле мы потом долго разговаривали с Лерой о том, что если она вспомнит, то все новой в ее жизнь входит именно так — жутким испугом и перенапряжением, потому мы будем долго и спокойно думать может ли она быть кинологом и решение девочка примет сама, когда поймет, что справляется или поймет, что не так уж и хочется ей всей этой нервотрепки. Но самый главный вывод ею был сделать правильный и точный – надо учиться управлять эмоциями и укреплять нервную систему теперь она сама точно знает для чего ей это. Теперь не надо будет уговаривать заниматься, теперь она сама хочет.
Одно печально, ни у кого нет времени — тратить год на Лерину профориентацию и такую медленную раскачку, конечно кроме Метелицы, мы будем этим заниматься. Мы очень хотим, чтобы за два оставшихся в школе года Лера научилась делать выбор не падая в обмороки и не боясь ошибок.