Какую роль в жизни человека играет зрительное восприятие, цвета, образы? Можно развить тему в сторону созерцания природы, просмотра фильмов, цветотерапии, и всего, что приходит в голову.
Садясь просмотреть контент-план, чтобы понять, какие темы мне надо отписать на следующую неделю, я несказанно обрадовалась тому что следующая на очереди именно эта тема. Цвет, цветовое голодание, цветовосприятие — то, что меня сейчас очень интересует и трогает в самом прикладном смысле. И я с радостью поделюсь своим ощущение и своим способом использования цвета для себя, для сохранения своей нервной системы. Надеюсь, вам будет интересно и хоть немного полезно.
Наше цветовое зрение это один из вариантов зрительного ощущения, сенсорное восприятие светового излучения, чувство восприятия цвета, определяемого длиной волны. А если проще, то цветовое зрение это, то как мы различаем и воспринимаем цвета.
Пока я готовила этот коротенький материал, мне пришлось повторить анатомию и физиологию, выяснить, что ученых Юнгов, однофамильцев автора теории волновой природы света, более 20 человек, и немного запутаться в них.
Поэтому я приведу лишь короткую часть моих изысканий:
Цветовосприятие это штука сложная, до сих пор изучаемая.
Окружающий нас мир мы процентов на 80 оцениваем именно глазами. Цвет и оттенки, яркость и тени, четкость и туманность, форму и размер, расстояние и фактуру. Все это мы предварительно считываем глазами и передаем мозгу на анализ.
То, что мы видим, вызывает у нас ответную эмоциональную реакцию. Каждый цвет вызывает у нас целую гамму эмоций. Не всегда ярких, и все же это не однолинейное восприятие.
Цветовое окружение влияет на наше состояние. Например, пасмурный день, ведь даже прочитывание этого словосочетания вызывает ассоциацию с серым. И, наоборот, видя серые оттенки, мы думаем – «какое пасмурное состояние»
Цвет влияет на нас, не спрашивая разрешения.
Наверное, все знают, что я очень много времени, практически все, провожу в нашем Домике в Пенино. Он, построенный лет 30 назад, был обшит изнутри вагонкой. Теперешние хозяева, по стечению обстоятельств, не успели в нем изменить практически ничего, у них были задачки поважнее. В итоге мы переехали жить в «вагонку».
Поначалу это было незаметно, было не до цвета стен, но со временем появилось давящее ощущение. Казалось, что ты находишься внутри старых, душных, пахнущих пылью и старостью газет. Хотя ни запаха, ни пыли не было и в помине. Однако, цвет старого дерева утомлял и сильно.
Кроме того, этот какой-то затерто-деревянный цвет сжирал свет, чего мы только не делали. Какие лампы не вешали, было ощущение, что стены просто впитывают в себя любое освещение.
Раздражение внутри меня нарастало постепенно. Коллеги и подопечные говорили:
— Да ну, нормально, есть чем заняться, кроме покраски.
Заняться есть чем всегда, практически круглосуточно. И тем не менее, в какой-то момент я не выдержала.
Когда я говорю «психанула», это не то, что я с вытаращенными глазами бегала по деревне и орала, нет. Это значит, что я наконец поняла, что я хочу изменить и начала действовать.
Мы начали с моего кабинетика. Подобрали нежные цвета, сделав розовые штрихи, выкрасили его матовой краской. И жизнь перевернулась в одной отдельно взятой комнате.
Что же изменилось?
Во-первых, появился воздух и стало чем дышать.
Во-вторых, стало значительно светлее.
В-третьих, мягкие, не яркие оттенки, успокаивают.
В-четвертых, то, что мы красили стены полосами, дало возможность задать определенный ритм и малой кровью зонировать комнатку, где я ночую, работаю, занимаюсь, принимаю пациентов и разговариваю с коллегами, благотворителями.
До этого небольшого преображения мне приходилось загонять себя работать. Сейчас я каждый раз не хочу никуда идти, мне тут хорошо.
Понемногу мы красим весь дом, помещение за помещением.
Оранжевый — теплый, уютный, апельсиновый. Для кого-то ароматный и домашний, а для кого-то немного раздражающий. Он стимулирует, но не утомляет, как красный. Оранжевый противотоскливый и аппетитный цвет.
Желтый – конечно солнечный, конечно весенний. Желтый это прямо антидепрессант.
Однажды с одной подопечной с депрессией мы случайно попали в магазин одежды и там была какая-то космическая предновогодняя распродажа. Я подарила ей желтый спортивный костюм. Когда мы ехали в машине домой, она каждый раз, опуская глаза на пакет, в котором лежал костюм, улыбалась.
Зеленый – конечно же свежесть и покой, равновесие и лето. Он нормализует, стимулирует аппетит почти также хорошо, как оранжевый.
Голубой — успокаивающий, снижает тревожность и уровень стресса, расслабляет нервную систему. Это, если так можно сказать, стабилизирующий цвет.
Фиолетовый – настраивает на философский лад, это цвет вдохновения и творчества. Правда, насыщенный фиолетовый в избытке может вызывать апатию и тоскливое настроение.
Цветотерапию можно использовать в медицине для улучшения общего состояние пациента. В диетологии – цвет может быть дополнительным инструментом для снижения или повышения аппетита. В психологии цвета используют не только для того, чтобы влиять на настроение, но и для тестирования и уточнения диагноза пациентов, например, в тестах Роршаха.
Методики цветотерапии достаточно универсальны. Самое главное, цветотерапия это то, что вы можете использовать сами, в своей повседневной жизни.
Вы можете окружить себя тем, что вам приятно, тем, что радует и успокаивает вас. Находите время смотреть в небо, смотреть кино, смотреть на красоту. Помните о том, что 80% восприятия идет именно через зрение.
Я позволю себе закончить свои мысли немного грубо: вы никогда добровольно не будете есть всякую дрянь, так же и тут – не смотрите на всякую дрянь. Помните, что съев что-то непригодное, вы можете очистить желудок. А вот очистить мозг вы не сможете, все, что в него попадает, остается в нем навсегда.
1. Сенсорное — это чувствительное, чувствующее, относящееся к ощущениям, например, физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией.
2. Дофамин — гормон и нейромедиатор. Синтезируется из L-ДОФА. В дальнейшем из дофамина может синтезироваться норадреналин. В мозге дофамин участвует в регуляции поведения и моторики.
3. Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Это один из тестов, применяемых для исследования психики и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси разноцветных чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любое возникающее у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Светлана Самара, нейрореабилитолог, клинический психолог.