Беседовала Елена Далина
«Впереди ждут новые знакомства и нужно идти дальше»
Андрей, 6-й класс
Рассказывает Даша, мама
Я училась в хорошей школе с внимательным подходом и сильными традициями, и всегда хотела, чтобы у сына был похожий опыт.
Андрей поменял школу год назад, закончил 5-й класс. И он мне неоднократно говорил, что очень любит свою теперешнюю школу, а его учителя – самые лучшие.
Начальную школу мы выбирали по расположению около дома и по учителю. Но я понимала, что после 4-го класса нам придется менять школу. Причин было несколько: уровень преподавания основных дисциплин в средней школе мне не очень нравился, а еще у нас в первой школе средние и старшие классы – кадетские. Само по себе кадетское образование совсем не плохое, но моему сыну оно не очень подходило.
В 3-4-м классе было еще непонятно, какие у Андрея склонности в учебе. И я понимала, что нам нужно выбирать школу с хорошим уровнем образования, но при этом, чтобы профильное образование начиналось не с 5-го класса. Когда Андрей учился в 3-м классе, мы стали искать школу в том районе, где на тот момент жили. Лучшие школы были математическими, и нам это не подходило. Но, как раз в начале 4-го класса, мы решили переезжать в другой район. И я поняла, что Андрей может поступить в школу, которую окончила я.
Я изучила, что пишут сегодняшние ученики о моей старой школе, позвонила своим бывшим учителям. И поняла, что основные ценности и традиции в школе сохранились. Мне было это важно. Кроме того, в школе старшие классы подразделяются на профили. А до этого по субботам проходят курсы по выбору, можно попробовать разные направления: от астрономии до медицины, от археологии и литературы до программирования игр.
Андрей – общительный ребенок, у него сложился круг друзей в начальной школе, поэтому идею перейти в другую школу он изначально воспринял в штыки. Но, когда он узнал, что многие его друзья уходят после 4-го класса, ему стало спокойнее.
Мы сходили на день открытых дверей. Это хорошая возможность посмотреть школу изнутри. Пока родители общались на собрании с администрацией, восьмиклассники провели квест для ребят. В школе есть несколько направлений, мы выбрали «гимназическую траекторию». Здесь делается упор на русский, математику и историю.
5-й класс в этом корпусе набирается с нуля, поэтому для нас не вставал вопрос о том, как встроиться в коллектив. Сын пошел на подготовительные курсы и потом сдал экзамены. Часть детей, которые посещали курсы, потом тоже поступили в класс Андрея. Конечно, были опасения. Мы оба боялись, что будет сложно найти общий язык, завести новых друзей. Еще все родители волновались, что из-за пандемии детей снова выведут на дистанционное образование. Но для 5-х классов этого не случилось, чему мы очень рады.
Адаптация прошла относительно легко: он привык к новой школе и дороге до нее, к новым учителям. Сложно было привыкнуть к шестидневке, поскольку до этого была пятидневная рабочая неделя. Но самая большая сложность – найти свое место в классе. Дети есть дети, 11-12 лет — возраст, когда многие хотят быть лидерами. Пока не сформируется коллектив, будет соперничество. Но здесь очень помогает школа: у детей два раза в неделю проходят уроки с психологами. Часть заданий на этих уроках нацелены на формирование коллектива.
К сожалению, адаптацию усложняли ограничения, связанные с карантином. Отменился сентябрьский турслет, экскурсионные поездки в каникулы, весенний выезд с шефами из 8-9-х классов. Но мы надеемся, что все это будет в новом учебном году.
Андрей сразу полюбил новых учителей, ему было с ними легко, а главное очень интересно. Отношения довольно демократичные, но при этом присутствует взаимоуважение. Ученики не боятся задать интересующий вопрос на любую тему своему учителю. Кроме того, учителя стараются использовать разные инструменты в процессе обучения, не только традиционные для нас, родителей, учебники, контурные карты и атласы. Например, я сама вместе с сыном с большим удовольствием смотрела познавательные ролики в качестве домашнего задания по истории.
Мы оба довольны решением о смене школы. А втянуться в новый режим и особенности сыну помогли две вещи:
Во-первых, режим дня: в это время я делаю уроки, в это время обедаю, в это время хожу на тренировки, в это время могу погулять с друзьями. И восемь часов сна — это минимум.
Во-вторых, дома мы обсуждаем, что было в школе: что проходили на уроках, что узнал нового, с какими ребятами подружился, с кем отношения пока не очень.
Программа, конечно, усложнилась, нагрузка значительно увеличилась, но, возможно, это связано с переходом в среднюю школу. В классе у Андрея сформировался свой круг друзей, с которыми ему комфортно. С некоторыми одноклассниками пока отношения не очень, но школа очень чутко реагирует на такие моменты, помогают все.
Что посоветовать, если встал вопрос о смене школы? Не бояться! На мой взгляд, это самое главное. Впереди ждут новые знакомства и нужно идти дальше.
«Подумайте, чем вы готовы пожертвовать»
Миша, выпускник 2021 года
Рассказывает Марина, мама
Мой сын Миша в этом году закончил 11-й класс, ему 17 лет. За время учебы он один раз сменил школу. Первая школа была языковая. Когда я выбирала школу, то исходила из двух соображений:
Во-первых, я отдавала его хорошо знакомым людям: эту школу я сама когда-то закончила. Наш бывший директор старался сделать школу со своими традициями. Вокруг иностранных языков и крутились все традиции. Получалось очень классное погружение в языковую среду.
Во-вторых, я считала, что лучшее, что можно сделать – это отдать сына учиться иностранным языкам, ведь еще было непонятно, какое направление в учебе ему со временем приглянется.
Эта школа нам с сыном очень нравилась, но после 5-го класса сменился директор, произошло объединение школ, спустя два года начали активно делать профильные классы. У нас открыли и математический, и химико-биологический. Для нас это было очень неожиданно.
После 7-го класса нас поставили перед фактом: если ты сдашь экзамены хорошо, то можешь пойти в профильный класс. Если нет, то ты, получается, неуспешный. Мой сын очень переживал. Учителя тоже были недовольны таким решением и предлагали дать желающим шанс пойти в профиль, даже если ребята не добрали баллы. В конце августа сын сдал биологию на пять и прошел.
Но этот класс стал большим разочарованием: не было внятной программы, было неясно, чем обусловлен выбор часов на предмет, что и для чего изучают, куда можно затем поступить. Резко сменились почти все учителя, кроме биолога, и сыну ее стиль преподавания не нравился: никаких экспериментов, никаких выездов, ничего. Учитель английского был слабее, чем предыдущий педагог. Учитель русского нагружал класс, как если бы это был гуманитарный профиль. И больше всего разочаровала химия. У сына с учителем сотрудничество не сложилось.
Я понимала, что оставаться после 8-го класса в этой школе нельзя. Тогда мы стали думать, куда перейти. Нужна была школа с подходящим профилем: либо хим-био, либо медицинский.
Я предложила Мише два варианта: медицинский класс с английским языком и просто медицинский, но со ставкой на олимпиады. Миша сдал в обе школы экзамены, результаты были средние. Он не хотел переходить ни в ту, ни в другую.
Тогда я нашла ещё один вариант. Мы сходили и туда, и Миша сказал: «Я попробую сдать экзамены«. Я пообщалась с завучем, она рассказала, что 9-й – это предпрофильный класс, школа сотрудничает с городской больницей, дети туда ходят на практику. Общая атмосфера школы и заинтересованность администрации нам с Мишей очень понравилась, сын сдал химию и биологию, но завалил математику. Нам дали второй шанс, он подготовился и поступил. Теперь, оглядываясь назад, могу сказать, что в этой школе были свои плюсы и минусы.
Из минусов, в этой школе совсем не было такой культурной жизни, как в первой школе. Получается, что особо нечего и вспомнить про школьные годы. Я бы не подумала, что потеря сплоченного коллектива и традиций прошлой школы будет так сильно мешать моему ребенку учиться. К счастью, в Мишин класс перешла девочка, с которой он учился с первого класса, и это была большая поддержка ему. Близких друзей Миша в новой школе не завел.
В плане учебы мы выиграли. Профильными предметами остались довольны: биологией, химией. Занятия в лаборатории были интересные. В школе была грамотная учебная программа. Достаточно часов профиля, и не так много по «лишним» предметам. С учителем математики наоборот не сложилось, она была равнодушна к успеваемости детей. Но это надо учитывать при смене школы: где-то вы выиграете, а где-то проиграете.
Также после девятого класса Миша получил документ о средне-специальном образовании по профессии младший медбрат. Одноклассники сына были нацелены поступать в медицинский вуз, и более широкая работа по профориентации в классе не велась. Те дети, в том числе и Миша, которые были на мед не настроены, оказались как будто на обочине: приходилось думать о выборе вуза самостоятельно.
Был ли это удачный выбор или неудачный? Пожалуй, это было лучше, чем остаться в предыдущей школе. Была ли эта школа лучше, чем остальные? Сложно сказать, в других школах сын не учился. Но также это не было и идеальным вариантом. Могу сказать одно: те, кто хочет сменить школу – думайте, чем вы готовы пожертвовать ради того, что вы приобретете.
«Если вас не слышат, а только давят – уходите к чертовой матери»
Аня и Кира, 10-й и 7-й класс
Рассказывает Женя, приемная мама
У меня две приемных дочки, сейчас им 15 и 17 лет, в семье они два года. Старшая сейчас идет в 10-й класс, младшая в 7-й. Но у обеих по документам стоит умственная отсталость, у старшей – умеренная (средняя степень), у младшей – легкая. Поэтому они учатся в коррекционной школе, по специальным программам.
В теории у нас инклюзия, и дети имеют право учиться в массовой школе по доступным им программам. На практике это почти невозможно устроить. Когда девочки оказались в моей семье, состоящей из одной меня, у меня просто не было никаких ресурсов бодаться, судиться, я вообще ничего не понимала про школьное образование. Так что два года назад от меня они пошли в ту же школу, где учились до этого. Обычная коррекционная государственная школа недалеко и от их прежнего дома, и от моего, нынешнего.
К школе у старшей, Ани, было ровное отношение. Программа у нее самая простая, на уровне 1-2-го класса обычной школы, и ей повезло с классной руководительницей – очень приятная, внимательная, добрая женщина.
А у младшей, Киры, сразу все не задалось. Как у многих приемных детей, у нее был жуткий страх перед учебой, огромные проблемы с поведением, которые требовали супер-внимательного отношения, подготовки, желания разобраться в особенностях психики ребенка-сироты. Ничего этого не было. Все вылилось в действительно проблемное поведение: она хамила учителям, дралась, отказывалась подчиняться любым правилам. С другой стороны, социальный педагог и директор только вызывали меня в школу чуть ли не раз в неделю и давили.
Весной началась пандемия, все перешли на удаленку, и от нас в целом отстали. Я наняла девочкам репетитора, и они три месяца прекрасно занимались дома, более-менее по программе своих классов.
Через год я уже точно понимала, что девочек надо переводить. Попытка найти массовую школу, пусть частную, где могли бы учиться обе, не увенчалась успехом. Тогда нам посоветовали другую государственную коррекционную школу, но, по словам специалистов, одну из лучших в городе.
Я даже информацию особо не собирала, просто написала директорке письмо на мейл, указанный на сайте, коротко описала нашу ситуацию и через час получила ответ: приходите, зачисляйтесь. Дальше на этапе оформления документов и знакомства с классными руководительницами было так спокойно и легко общаться со всеми сотрудниками школы, что я совсем успокоилась. К самой идее перехода девочки отнеслись прекрасно, их предыдущая школа самих достала.
Страхи тоже были. Главный страх был и у них, и у меня: ничего не изменится, мы снова столкнемся с давлением, равнодушием и нежеланием сотрудников понять, что происходит с ребенком. Но эти страхи не подтвердились, слава Богу. Новая классная руководительница Киры в своей манере, но смогла завоевать ее доверие. Она громкая, активная, иногда слишком резкая и категоричная, но действительно любит детей и заботится о них, относится к каждому индивидуально.
Отношения с одноклассниками у обеих девочек сложились ровные. Близких друзей они не нашли, но и конфликтов почти нет. У Ани в классе дети с серьезными особенностями развития. Программа совсем малышовая, Аня и сама чувствует, что она могла бы тянуть больше, но педагогическая запущенность у нее очень сильная. Кира тоже точно могла бы больше, у нее, скорее всего, вообще нет диагноза, но результаты запущенности и травм тоже очень серьезные.
В первый год в новой школе я старалась их вообще не нагружать дополнительными занятиями, дала возможность тихонько привыкать к новой жизни. Второй год в семье – это очень мало, но достаточно, что я уже наконец сама попустилась и поняла, что никакими усилиями я за пару лет не дотяну их до возрастной нормы обычных домашних детей. В новом учебном году у них появятся репетиторы по математике и, может быть, по обществознанию/ истории. Надеюсь, что они уже набрали немножко ресурса, чтобы двинуться вперед.
Про советы родителям: если вам тяжело и ребенку тяжело, если вас не слышат, а только давят – уходите к чертовой матери. Пусть в никуда, не страшно, вариант найдется. Не бойтесь пропустить что-то там «по программе». Уравнения всегда можно догнать, а вот опыт насилия, равнодушия, грубости остается очень надолго. Если ребенку плохо в школе, он не всегда может отделить опыт получения знаний от опыта тяжелых отношений со сверстниками и взрослыми, и усвоит, что учеба — это страшно.