Два года назад к нам обратилась семья.
Чудесная многодетная семья, в которой росли три прекрасные девчушки и два парня.
Всё бы ничего, но со временем у старшей Девочки, накопились разного рода проблемы, на инвалидность они не тянули, но и Девчонке, и её семье порядочно портили жизнь. Разного рода специалисты меняли ЗПР на ОНР, потом даже на ЗПРР. Школе было на это всё искренне наплевать: неудобный ребенок, неудобные родители, которые вместо того, чтобы держать свою недалекую дочку на домашнем обучении, пихают её в школу, а ОГЭ она не сдаст. Что уж там про ЕГЭ говорить.
К сожалению, со стороны педагогов постепенно нарастало пренебрежительное отношение к угрюмой Девочке с плохой памятью и рассеянным вниманием. И надо сказать, это пренебрежение росло-то не торопясь, а вот передавалось детям молниеносно.
Из Девочки сделали тихого, забитого и забытого изгоя.
Постоянное унижение со стороны педагогов, вечное давление на родителей, сравнение Девочки с её младшими сестрами: «Вот посмотри, как твоя сестра Маша учится, а ты?» Всё это никак не помогало Девочке учиться, социализироваться, это никак не улучшало её жизнь.
В конце концов, промучившись очередной год, родители обратились к нам. Чтобы помочь, нужно понимать, чтобы понять, нужно услышать. Услышать родителей было просто. Они были открыты, и очень заинтересованы в поиске выхода из ситуации. А вот услышать ребёнка… Услышать ребёнка, которого забивали в угол несколько лет подряд, монотонно, коллективно, профессионально, нужно время. Мы договорились, что Девочка поездит к нам в течении лета как волонтёр. Мы найдем для неё работу по силам и возрасту.
Шаг за шагом Девочку научили самостоятельно ездить на общественном транспорте, отзваниваться вовремя родителям, и донесли, почему это важно, что это — спокойствие не только родителей, но и её. Мы увидели не только все эти ОНРы, ЗПРы, но и все их проявления.
Мы думали, думали, советовались, консультировались, думали про ПМПК, честно, даже приходили крамольные мысли — пойти и просто упросить ПМПК немного приукрасить ситуацию до инвалидности. Но это прям отвратительно, потому что мы, наоборот, всегда стараемся уйти от инвалидности и жутко, если честно, гордимся что ни разу, никогда не давали ни одной взятки и не действуем через “своих”, через “знакомых”, через блат.
Но тут такая ситуация, что все проблемы Девочки, как оказалось, вызваны врожденной кистой в височной области головного мозга. И киста такая прехитренная — вот она недостаточно велика, чтобы получить инвалидность, но достаточно велика, чтобы капитально портить Девчонке жизнь.
В итоге мы реально сломали голову. Перебрали все варианты от ненавистного домашнего обучения, до Вальдорфской школы. И придумали.
Во-первых, мы уговорили родителей, что боятся того, что Девочка останется без школьного образования, не стоит. В конце концов, ни парикмахеры, ни маникюрши не заканчивают ВУЗы, и при этом в большинстве хорошие люди. Ведь самое важное, чтобы она была счастлива, а будет ли она образована, как Гепатия или Софья Ковалевская или станет маникюршей, это, по-честному, не так уж и важно. Ведь Девочка может развиваться и вне системы, особенно при таких любящих и на самом деле хорошо образованных родителях.
В итоге мы договорились что 1го сентября Девочка идёт в школу, родители говорят с классным руководителем и директором школы, доносят до них своё отношение к ситуации, своё мнение, и просят приложить все усилия, чтобы ситуация изменилась. А дальше, если родители видят, что ничего не меняется в течении двух месяцев, Девочка уходит в колледж. Прямо вот так посредине года.
Да, так можно, если вы захотите и заморочитесь, вникните во все положения, постановления, нормативы (мы глаза сломали, читая это всё, но выжили).
В общем, в конце октября Девочка начала учится в колледже на отделении “Флористики”. Ездить на метро в колледж, а не бегать в соседнюю школу, она была уже готова. В колледже несколько иной подход к обучению, и Девочке он подошёл.
И вот вчера мне позвонила очень довольная мама:
— Вы знаете, больше всего мы с мужем боялись, что её некому будет водить за руку, когда нас не станет. А сейчас мы за неё не боимся, понимаете? Она нашла друзей, она сама записалась в танцевальный кружок, в певческую школу, она ездит во все волонтёрские поездки с группой, она нашла себе практику в храме, помогает тамошнему флористу украшать всё к праздникам.
— Так это просто шикарно!!!
— Мало того, она так интересно стала поступать, записалась в один кружок, потом ушла, потом в другой, потом в третий. Я её спросила: «Зачем?», а она говорит: «Мам, ну мне интересно попробовать. Вот танцы и пение мне очень нравятся, а вдруг что-то ещё понравится.»
— Как это здорово, она теперь совсем не боится.
— И самое главное — она всё делает сама. Мы с мужем за это время были в колледже три раза: первый раз, когда вы посоветовали съездить на день открытых дверей, второй раз отвезли документы, третий раз съездили на концерт. Всё!!! Понимаете, всё, она наконец живет, учится, дружит, очаровывается и разочаровывается сама!!!
Мы, конечно, проболтали с мамой долго-предолго, ей было чем поделиться, а у меня было множество вопросов.
Но в результате, в конце разговора, я получила прекрасный подарок — кучу фотографий в ватсап, с работами Девочки, и фотографиями из её волонтёрских поездок. Этот текст согласован с мамой, но если вы вдруг узнаете Девочку (а она помогает флористу достаточно посещаемого храма в центре Москвы), то не пишите в комментариях. Мне всё же очень не хочется делать эту историю личной и индивидуальной, потому что она — одна из многих. Потому что к огромному нашему сожалению так бывает очень часто.
Я с огромной радостью поделюсь её фотографиями, может быть до профессионального флориста пока далеко, но ведь и Девочка ещё только учится. А самое главное, она счастлива и ей всё очень интересно.