Паша Техник и слушатели, леди Годива и подданные. Причем тут это и какая связь?
Колонка Алены Бражниковой-Агаджиковой о том, как люди, желая хлеба и зрелищ, способствуют смерти другого человека. Выходит в рамках #ПсихоМетелица
Павел Ивлев, он же – Паша Техник – одиозный рэпер и самый известный наркозависимый человек России. Леди Годива была женой графа Леофрика. Я хочу рассказать легенду о Годиве, а затем объясню, почему она мне кажется очень важной в ключе истории с выздоровлением Паши Техника от наркозависимости.
Подданные графа Леофрика страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги только в том случае, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что условие станет совершенно неприемлемо для неё. Но Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости, и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, чтобы Годива знала, что ее никто не увидит. Незамеченной она проехала через весь город, Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги. Легенда на то и легенда, чтобы не быть подкрепленной стопроцентными фактами, и тем не менее, образ подданных и их поведение здесь преисполнены достоинством. Как оградить человека от позора? Закрыть глаза, которые на него смотрят, не выходить на площадь и не улюлюкать, с жадностью желая хлеба и зрелищ.
А теперь перейдем к Павлу Ивлеву. Паша начал употреблять наркотики в раннем детстве, по его словам, сначала был клей. Был героин, были самые разные наркотики, от мала до велика. Выросший «на улице», Паша создал рэп-группу, а затем перешел к сольной карьере. Как и свойственно рэпу, согласно его истории появления в мире, в рэпе Ивлева было много про улицу, наркотики, женщин, было много ненормативной лексики и экспрессии.
Павел никогда не скрывал, что употребляет, наоборот – он это подчеркивал. Это классическая история в наркозависимости, когда употребление дает тебе мнимое ощущение своей исключительности. Осознанно или нет, но Техник своей музыкой и поведением сделал употребление привлекательным для многих слушателей, но не романтизируя его, а уводя в постиронию. Образ употребления у Техника (надеемся, что уже можно говорить в прошедшем времени) строился на принципе «все дозволено, ничто не имеет смысла». Этот образ мышления, в итоге, привел его к настоящей трагедии. Но трагедии также способствовали «фанаты». Они, в отличии от подданных леди Годивы, настолько хотели хлеба и зрелищ, что были готовы сделать все, чтобы продолжать потешаться над Техником.
В последние годы Паша постоянно снимал свою жизнь для телеграм-канала и не только. Попойки, драки, похмелья, трипы. Если почитать комментарии под «кружочками» Техника, можно увидеть сотни комментариев вроде «почему ты еще трезвый?», «у..ись сегодня в мясо», «а Пашец еще на ногах стоит» и так далее. Среди этой сотни все-таки можно встретить комментарии вроде «прости, я отписываюсь, не могу смотреть, как ты себя убиваешь». Сравнивая это с поведением подданных леди Годивы, именно «не могу/ мне больно смотреть» сигнализирует о здоровом отклике здорового общества на проблему, здесь достоинство стоит выше низменных позывов до хлеба и зрелищ. Почему я сравниваю подданных и слушателей/ читателей: с точки зрения иерархии это почти одно и то же. Есть фигура «над” — это фигуры Годивы и Техника, и именно эти фигуры принимают решение касаемо своей жизни. А есть фигуры «под», или скорее «около» – они могут только решить, поддержать им или не поддержать зрелище своими же глазами. Но их влияние на ситуацию нельзя недооценивать.
Ответственность за то, что в 2022 году Паша впал в кому, за то, что и после этого он продолжил тяжелое употребление, лежит не только на самом Паше. Разумеется, прежде всего на нем. Но не только. Его окружали тысячи «фанатов» — намеренно беру это слово в кавычки, — которым для вечернего просмотра был просто необходим клоун. На которого можно было бы взглянуть и подумать – «а в моей жизни все еще не так уж и хреново». Отношение к стремительному самоуничтожению Паши Техника это лакмусовая бумажка для молодой части российского общества.
Больше полугода назад Техник пропал со всех радаров. Выяснилось, что он попал в реабилитационный центр, из которого вышел только сейчас. Он дал интервью нескольким врачам-наркологам, и это стали, пожалуй, его первые трезвые интервью за все время существования Паши в инфополе. И снова общество поделилось на несколько лагерей. Первые плевались – «его надолго не хватит». Вторые надеялись, что он сорвется – «ждем продолжения обдолбанного шоу». Третьи вздохнули с облегчением – «пусть Паша будет здоров и трезв».
Хочется, чтобы люди из первых двух лагерей задали себе вопрос: “что лично мне даст, если Техник сорвется? Я хочу чувствовать себя сильнее, зная, что есть на свете какой-то «жалкий наркоман», в сравнении с которым я крут и успешен? А может, я сам — зависимый, и я ищу повод не бросать, глядя на Техника и желая ему обострения? А может быть, я — социопат, которого веселят страдания и боль других людей?”
Есть такое хорошее слово, по своему строению: соучастник.
СОУЧА’СТНИК [сн], а, м. (книжн. офиц.). Лицо, участвующее вместе с кем-н. в совершении чего-н. (преимущ. дурного).
Те, кто пишут в комментарии наркозависимому человеку, который в любой момент может сорваться и умереть, «тебя надолго не хватит» или «Паша, всего дорожку!» – соучастники в моральном преступлении под названием «человеконенавистничество».
А Павлу Ивлеву мы желаем всегда оставаться в трезвом уме и навсегда забыть про наркотики, которые разрушают жизни.