Деятельность МОО МПЭСЦ «МЕТЕЛИЦА»
по социальной адаптации семьи инвалидов в обществе
ВСТУПЛЕНИЕ
- Социализация – это становление человека личностью, то есть усвоение социальных норм и опыта, культурных ценностей.
- Процесс социализации длится в течение всей сознательной жизни человека и тесно связан с понятием социальной адаптации – вовлечением человека в условия социальной среды.
- Десоциализация – процесс, обратный социализации, то есть утрата человеком социального опыта и представлении о поведении в обществе, и, как следствие, утрата возможности самореализоваться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
Описание деятельности центра.
Миссия МОО МПЭСЦМ
Миссия центра: улучшение качества жизни, нахождения и помощь в реализации оптимальных путей выхода для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, инвалидов, детей-инвалидов путем:
- вовлечения в программу физической, социальной и психологической реабилитации и социализации «Первый шаг» семьи с инвалидами ПОДа и в частности ДЦП. Опытные тренеры под контролем врачей невропатологов, психиатров и опытных психологов занимаются с инвалидами и их семьями адаптивным скалолазанием, канис-терапией, проводят курсы терапевтического тейпирования, вся работа строится от конкретного человека по принципу индивидуального плана каждой тренировки
- оказания бесплатной консультативной помощи по юридическим, экономическим, бухгалтерским, налоговым, медицинским и иным вопросам с целью нахождения и реализации путей выхода из сложившейся ситуации;
- материальная поддержка в исключительных случаях;
- вовлечения в экологические проекты;
- спортивные мероприятия;
- целеполагание и профориентация;
В основу деятельности центра положены принципы:
- безвозмездности;
- соразмерности;
- целесообразности;
- взаимности;
- законности;
- христианских ценностей семьи, брака.
- Приоритетные направления:
- высокоширотные (полярные) экспедиции
- работа с инвалидами;
- экология;
- спорт.
Единственным исключением из нашей работы являются инвалиды по психиатрическим заболеваниям.
Генеральная проблема, на разрешение которой направлены основные силы центра:
десоциализация семей с детьми-инвалидами.
-
Объекты:
- Ребенок
- Родители
Субъект: социализация
Целевая аудитория:
семьи, воспитывающие детей инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата (преимущественно с детским церебральным параличом, ампутациями, spina befida), проживающих в близлижайших районах Москвы и области.
Уточнение Целевой аудитории:
Преимущественным правом занятий в центре наделены многодетные семьи, малообеспеченные семьи, неполные семьи, семье, в которых воспитанием ребенка занимаются опекуны.
Цель:
полноценная социальная интеграция семьи с детьми-инвалидами в общество
Стоимость услуг:
бесплатно для благополучателей.
Источники финансирования:
- Разовые пожертвования от физических лиц и организаций на: ребенка, средство реабилитации/абилитации, лекарства, транспорт
- Поиск генерального спонсора с системным жертвованием на работу офиса.
1.1 Ребенок.
Выделяют следующие формы психогенно-обусловленных патологических отклонений личности у детей и подростков с ДЦП:
- Астеническая.
- Псевдоаутическая.
- Аффективно-возбудимая.
- Диспропорциональный тип формирования личности.
При астенической форме отмечаются:
- повышенная ранимость,
- болезненная обидчивость,
- не выносливость к малейшим жизненным и учебным затруднениям.
- развиваются черты недоверчивости, недоброжелательности к сверстникам.
- пубертатный период наступает на 1 — 2 года позже, с аффективными колебаниями, аффективной возбудимостью, склонностью к тревожным и субдепрессивным состояниям, иногда суицидальные мысли и попытки.
При псевдоаутической форме отмечаются:
- замкнутость,
- пассивность,
- склонность к одиночеству,
- самоанализу,
- своеобразное фантазирование с уходом в мир собственных мечтаний и ярких переживаний. Фантазии носят компенсаторный и гиперкомпенсаторный характер и отражают, помимо инфантильности психики, реактивные переживания собственного дефекта.
При аффективно-возбудимой форме наблюдаются:
- склонность к аффективным вспышкам, агрессии, грубости.
- Не могут сдерживать раздражение, подавлять инстинкты, подчинять свое поведение требованиям ситуации
- В связи с психогенией у них легко возникают неадекватные формы реагирования (протест, отказ), а также — реакции имитации отрицательного поведения сверстников и членов семьи
При диспропорциональном типе формирования личности имеются:
- сочетание черт с парциальной психической акселерацией.
- При наличии формально достаточного интеллекта они часто некритичны, недоучитывают ситуации
- в то же время могут быть начитаны, чрезмерно информированы в узких областях знаний, рассудительны, не по возрасту серьезны.
Дополнительно можно выделить:
- Не критичность в усвоении социального опыта;
- Трудность в идентификации «Я это» или «Я такой»
- Не усвоение формальных и неформальных норм поведения, следствие – девиантное поведение
- Замкнутость
- Не способность найти свое место в мире
- Искаженная картина мира
- Отсутствие навыков работы в коллективе
- Коммуникационные трудности
- Конфликтность
- Ограниченность в восприятии различный моделей поведения
- Чрезмерная эгоистичность, замкнутость на «Я»
- Отсутствие/неполная реализация навыков гигиенического ухода за собой
Источники.
Физические:
- ДПЦ
- Слабая физическая развитость
- Речевые расстройства усугубляют нарушения коммуникации. Все это ведет к вторичной задержке психического развития вследствие невозможности накопления необходимого познавательного и сенсорного опыта, развитию черт тормозимости и аутизма, ранней десоциализации.
- Низкая подвижность
- Отсутствие посильной укрепляющей нагрузки
Педагогические:
- Педагогическая запущенность
- Отсутствие адекватной модели поведения у родителей
- Преобладающим типом воспитания детей с ДЦП является гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку, выражающееся в стремлении подменить его деятельность своей, у родителей — выполнить все желания, подчинение членов семьи ребенку).
- Такое неправильное воспитание формирует эмоциональную и социальную незрелость, усугубляя проблемы социореабилитации таких детей.
- гипоопека, связанная с холодностью матери к ребенку-инвалиду,
- семью с неблагополучной эмоциональней атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
- семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи.
- хаотичность в воспитании из-за несогласованности действий родителей родителей.
- Ситуация, создающая «кумира» семьи. Для неё характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала, за весьма скромные успехи.
- Ситуация, создающая ”золушек” в семье. Отмечается, что появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.
Социальные:
- Ограниченность социального опыта
- Неприятие инвалида в обществе
- Табуированность темы «Инвалидизация общества»
- Социальные контакты преимущественно с инвалидами той же нозологической группы
- Невозможность участия в коллективных играх
- Пренебрежительное отношение в больницах и учреждениях
- Ограниченность в восприятии и выражении языковых форм
1.2 Родители
- Растерянность.
- Агрессия
- Срывы
- Депрессии
- Фиксация сознания на безвыходности, отсутствие хороших перспектив в широком понимании
Источники.
Экономические
Социально-психологические
- Обостряющиеся сложности в общении с супругом(ой)
- Уход супруга(и) из семьи
- Отсутствие навыков коммуникации с инвалидами\
- Стресс от рождения ребенка-инвалида
- Общественный прессинг со стороны здоровых родителей
- Постепенная утрата сильных и слабых коммуникационных связей с друзьями
- Оскудение досуга в пользу общения с людьми, у которых похожие проблемы.
Иные:
- Недостаток знаний не хватит, чтобы помочь ребенку.
- Отсутствие дорожной карты,
- Непрозрачность системы ОМС,
- Эмоциональное выгорание,
- Физическая измотанность,
- Нас даже банально не учили общаться с такими тяжелыми детьми.
IV. Программы МОО МПЭСЦМ, направленные на решение проблемы
-
«Первый шаг»
- Офис на м. Юго-Западная,
- Фестиваль адаптивного скалолазания,
- Природа как среда реабилитации: «Природный парк Олений», «Маковцы»,
- Лыжня «Метелицы».
-
SOS
-
Высокоширотные экспедиции
- «Барнео 2018»,
Программа «Первый шаг».
Цель:
проекта восстановить способность успешно пребывать в обычной среде, обеспечить новое качество жизни, достичь максимально возможной физической, психологической и социально полноценности, помочь почувствовать свою включенность в общество. На всех этапах занятий в центре предусматривается комплексный подход, предусматривающий восстановление утраченных функций с помощью ЛФК, посильной физической нагрузке на тренажерах, кинезиотейпирования и других методов.
Задача:
проекта представляет собой выполнении комплекса социальных, психологических, педагогических, физических мер по восстановлению автономности, трудоспособности, полноценного здоровья лиц с ограниченными возможностями в результате перенесенных и/или врожденных заболеваний, травм.
Занятия проводятся по следующим направлениям с ребенком:
-
Физическое развитие:
упражнения, направленные на коррекцию общих движений, развитие и коррекцию ручной мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации.
-
Сенсорное развитие:
игры и упражнения, направленные на освоение сенсорных эталонов, развитие аудиального и визуального восприятия, ориентирование в помещении, ознакомление с окружающим миром.
-
Формирование навыков самообслуживания и культурно- гигиенических навыков:
обучение последовательности выполнения действий и формирование интереса к самостоятельному применению навыков самообслуживания; обучение правильно одеваться и соотносить предметы одежды с частями тела, застегивать одежду и шнуровать обувь.
-
Формирование интереса к продуктивным видам деятельности:
формирование графических навыков, обучение работе с красками и карандашами; формирование интереса к лепке и обучение различным способам действия с пластилином, тестом и глиной; конструирование.
-
Социальное развитие:
формирование собственного “я”, представлений о других людях и предметном мире, обучение социальному общению.
-
Познавательная сфера:
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи воображения.
-
Речевое развитие:
общение со ровесниками, тренерами центра.
Особое значение специалисты МОО МПЭСЦМ придают работе с родителями, которых обучают навыкам самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях. Под руководством опытного тренера дети занимаются в нашем зале, постигая азы ЛФК, лечебной гимнастики.
Занятия проводятся по следующим направлениям с родителями:
- привлечение родителей к созданию в семье условий, способствующих усвоению знаний, навыков и умений, полученных ребенком на занятии,
- обучению жизни с ребенком-инвалидом,
- информирование об успешных и неудачных методах реабилитации,
- консультирование по работе системы ОМС,
- юридические консультации.
Применяемые направления социализации семьи способствуют не только активизации, совершенствованию, формированию и коррекции основных линей развития ребенка, но и германизации детско-родительских отношений в семье.
Критерии оценки нашей работы.
- способность к самообслуживанию (физические возможности, физическое здоровье, способность позаботиться о ce6e);
- способность к общению (коммуникативные способности)
- психическое здоровье ребенка;
- способность к восстановлению утраченных навыков к самообслуживанию (обучаемость);
- определение рисков и управление ими (безопасное пользование бытовыми приборами, газом, электроэнергией, водой);
- динамика школьной успеваемости;
- переход из спец. школы в обычную;
- снижение конфликтных ситуаций в семье, школе;
- общее укрепление физического состояния;
- определение ребенком своей профессии;
- адаптация инвалидов к занятием спортом в условиях обычного фитнеса и спорта;
-
Методики.
Реабилитация методами физкультуры и спорта.
Процесс реабилитации/абилитации должен быть своевременным и длительным, с обеспечением преемственности этапов восстановительных процедур.
Проект в целях реабилитации как основной метод применяет физкультуру и спорт. В зависимости от утраты функций инвалидов применяется — ЛФК, адаптивная физкультура.
Лечебная адаптивная физкультура – отрасль физиологии, которая формирует у человека сознательное отношение к своему телу, здоровью в различных его аспектах. Специалисты «Метелицы» стараются сделать физическую активность не только методом восстановления, но и образом жизни, подкрепляя мотивацию благополучателей личным примером. Главное в нашей работе не только улучшение физического состояния, но и одновременно их социальная и психоэмоциональная реабилитация.
Реабилитация инвалидов методом физкультуры и спорта предполагает создание рабочей среды, где нет больных и неполноценных детей. Считаем необходимым формировать глубокое понимание необходимости сознательной и самостоятельной работы человека над собой, ад своим недугом.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.
Принцип действия. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.
Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.
Классификации музыкотерапии
Музыкотерапия может быть, как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения. С психологической точки зрения, целью данной терапии является эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отключению тех или иных проблем и достижению новых смыслов.
При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.
С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:
- Клиническая — необходима в лечении и профилактике;
- Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;
- Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.
- Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,
- Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).
Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.
В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.
Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.
Канистерапия.
Канистерапия как средство коррекции и реабилитации физических и психических нарушений у человека объединяет следующие функции: психофизиологическую, реабилитационную, общения, самореализации, удовлетворения потребности в компетентности и психотерапевтическую. Практика применения канистерапии показывает ее эффективность при оказании психосоциальной помощи с целью социальной адаптации.
Программа капистерапии — комплекс специально подобранных и составленных развивающих и психокоррекционных заданий и упражнений для детей и подростков, направленных на снижение тревожности и эмоционального напряжения, страхов, социальной дезадаптации.
Применение канистерапии в работе психолога с трудными детьми снимает эмоциональное напряжение, снижает индекс агрессивности, тревожности, расторможенности, деструктивных форм поведения. Взаимодействие с собакой помогает детям наладить контакт и во взаимоотношениях с людьми. Занятия проводятся при тесном взаимодействии специалистов: кинологов (канистерапевтов) и психологов.
При реализации данной социальной практики предусматривается дифференцированный подход к каждому ребенку (учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат). К работе с детьми допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
Одним из важных компонентов занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные кинологическое снаряжение (дрессировочный инвентарь, поводки и т. п.), при этом дети являются активными участниками происходящего.
Основные приемы взаимодействия ребенка с собакой
- предлагается свободно общаться с собакой;
- кормить ее,
- вычесывать,
- выгуливать.
Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Правильная и четкая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами.
Во время взаимодействия с собаками дети учатся быть ответственными и заботиться не только о четвероногих друзьях, но и о братьях, сестрах, пожилых людях. Это достигается за счет обязательного включения в занятия элементов ухода за собакой.
В ходе занятий дети учатся адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Это осуществляется посредством награждения четвероногих питомцев за правильно выполненную команду.
Один из важных моментов в программе по внедрению метода МОО МПЭСЦМ — использование тактильных ощущений. Тактильная стимуляция действует благотворно на всех детей. Успешное применение тактильного контакта может активизировать коммуникацию ребенка и стимулировать развитие эмоциональной сферы.
-
Виды спорта адаптируемы для инвалидов в Центре.
-
Адаптивное скалолазание.
-
Следж-хоккей
-
Слек-лайн
-
Балансбординг
-
Занятие на силовых тренажерах
-
Элементы рукопашного боя
Дополнительно осуществляемые проекты и программы:
-
Профориентация
-
Проект Фестиваль адаптивного скалолазания
-
Проект Природа как среда реабилитации: «Природный парк Олений», «Маковцы»
-
Проект Лыжня «Метелицы»
-
Учебная эко-ферма «Маковцы» — агрореабилитация.
Спецпрограммы:
-
SOS
-
Высокоширотные (полярные) экспедиции
Структура расходов центра.