Мы открываем рубрику #непростоекино, в которой глава пиар-службы Алена Бражникова-Агаджикова будет писать о важном, красивом, иногда печальном, а иногда воодушевляющем, кино. Сегодня в нашем обзоре — фильм Гаспара Ноэ «Вихрь». Картина о тех, чей мозг начинает разлагаться раньше, чем сердце.
В последнее время появилось немало кинокартин и проектов, связанных с осмыслением деменции и того, как функционирует угасающий разум человека. Например, музыкант Caretaker (Лейланд Кирби) создал шесть студийных альбомов, изображающих прогрессию деменции. Для их создания, Кирби консультировался с врачами и близкими болеющих людей. Если первый альбом, бальную музыку 30-40 годов, мы можем слушать с удовольствием, то остальные погружают нас в состояние необъяснимой тревоги, а шестой – в состояние, близкое к ужасу.
В 2021 году Гаспар Ноэ снял фильм “Вихрь”. В предисловии сказано: “посвящается всем тем, чей мозг начинает разлагаться раньше, чем сердце”. Разделенный на две части экран на протяжении двух часов показывает (слева – глазами жены, справа – глазами мужа) повседневность пожилой пары. В поведении жены начинают проявляться серьезные признаки быстро прогрессирующей деменции: она выходит на улицу, забывая, для чего. Включает газ – и уходит. Часами блуждает по квартире, и сидит, глядя в стену, словно забыв, что в соседней комнате находится муж. Зритель видит эти бесконечные блуждания по дому, и отчаивается – вот же дверь в спальню! Вот же дверь в кабинет мужа! Почему она блуждает по собственной квартире, как по лабиринту!
Муж, тем временем, занят написанием романа, и находится в стадии отрицания тяжелого состояния жены. Он возвращает ее с улицы, гасит за ней плиту, но и в его поведении мы видим странности, которые намекают на преддеменциозное состояние: он часто повторяет одни и те же мысли, доказывает сыну, что водил жену к психиатру (не водил), и отгораживается от жены, запрещая ей входить в его кабинет. Вопрос о том, действительно ли его разум начинает “блуждать”, остается открытым. Это сделано неслучайно: основная проблема распознавания деменции заключается в том, что ее первые признаки не всегда видны близким. А уж не близким – тем более. Таким образом, зритель становится невольным сомневающимся: это деменция или просто отказ признавать, что ум некогда любимой жены ускользает от него и их жизнь больше не будет прежней?
“Вихрь” Гаспара Ноэ – медленное, иногда слишком дотошное в своей подробности, кино о том, как сложно принять безвозвратные изменения ума любимого человека. Сложно настолько, что близкий испытывает злость, раздражение, бессилие, отказывается принимать реальность. Прогрессирующая деменция здесь показана, как символ расставания, прощания со взрослой личностью, и переход ее в давно забытое состояние – состояние маленького, напуганного ребенка. Но если сознание ребенка более-менее линейно, то сознание человека в деменции “мерцает”, и именно это доставляет в первую очередь ему самому, а во-вторую – его близким, особую боль.
“Вихрь”- это не только художественное кино о любви тех, “чей мозг начинает разлагаться раньше, чем сердце”, но печальная методичка о том, как распознать первые признаки заболевания.