Сегодня в рубрике #непростоекино фильм «Королевство полной луны», который обязательно должен посмотреть каждый неравнодушный родитель.
Картины режиссера Уэса Андерсона – это сказки для взрослых, созданные, чтобы погрузить нас в мир, где переплетаются красота, смех и боль. И большинство из них посвящены непростому процессу взросления, а также – взаимоотношениям огрубевших взрослых с чувствительными, открытыми миру детьми. Именно такая картина – “Королевство полной луны”, и она отлично подходит для просмотра прохладным июльским вечером на даче. Не забудьте включить фонарики во дворе, приготовить себе горячий чай и быть готовыми поплакать добрыми слезами. Кстати: одни из тех, кто заставит вас пустить слезу – Брюс Уиллис, Билл Мюррей и Эдвард Нортон.
Нас встречает оркестровая, торжественная музыка Бенджамина Бриттена. Она задает тон всего фильма, музыкант часто сочинял для детей, а дирижирует на этих записях Леонард Бернстайн. Изображение в фильме очень уютное, цветовая гамма – в основном, оттенки желтого. Такая “пленочная” картинка отсылает нас к шестидесятым годам. Кроме того, режиссер активно пользуется своим коронным приемом, геометрическим построением кадра, где основные объекты располагаются ровно посередине. Уэс Андерсон рассказывает в интервью журналу “Сеанс”:
“1965-й знаменует конец эпохи невинности в Америке — по крайней мере, эпохи кажущейся невинности. Невинности, которая держалась хотя бы на поверхности. Этим детям в 1965-м году по 12 лет, к их 18 годам культура абсолютно изменится. В фильме присутствуют легкие отзвуки рок-н-ролла, но через пару лет рок-н-ролл уже будет повсюду”.
Итак, в первых кадрах мы знакомимся с персонажем Эдварда Нортона – шефа в лагере для бойскаутов, экстремально серьезно относящимся к своей должности. Он обнаруживает, что один из скаутов, Сэм Шакаски, сбежал. Он решает искать его во что бы то ни стало. Следующий кадр – мальчик лет 12-ти, в очках, перебирается через реку на самодельной лодке. Выйдя на берег, он засыпает лодку листьями, скрывая следы, направляется к полю и… встречает рыжеволосую девочку в парадном платье, которая стоит прямо напротив него. В ее руке – сумка с котенком. Они смотрят друг на друга, не мигая и не улыбаясь. Судя по всему, дело здесь самое серьезное.
Флэшбэк. Сэм с командой других бойскаутов смотрит спектакль. Он видит ту самую рыжую девочку на сцене, она одета в черную одежду и изображает неизвестную птицу. Сэм тайно пробирается к гримерке и видит в ней несколько разных птиц, среди которых – рыжая девочка с серьезным взглядом – Сьюзи. Происходит культовый диалог, который особенно любят поклонники фильма.
– Что ты за птица?
– Я — воробей, она — голубь…
– Нет, я спросил, что за птица ты?
– Я — ворон.
Между героями завязывается долгая, подробная переписка, из которой мы узнаем, что Сьюзи живет в дисфункциональной семье, где отец (Билл Мюррей) находится в перманентной депрессии, мама изменяет отцу с местным полицейским (Брюс Уиллис). Сьюзи и Сэма объединяет рискованное импульсивное поведение: они постоянно дерутся, отстаивая собственные понимания о справедливости, в гневе бьют вещи и мечтают сбежать. Обнаруживший пропажу Сэма шеф бойскаутов узнает, что у Сэма нет родителей, он сирота, а очередная семья, взявшая его к себе, отказывается от мальчика, называя его “трудным”. Очевидно, что именно психологические проблемы, созданные взрослыми, побуждают детей решиться на побег. И они сбегают. Вместе.
На примере того, как учатся взаимодействовать друг с другом травмированные дети, как к ним приходит чувство влюбленности, и они реализуют его через танцы, подарки, которые можно найти в глуши (Сэм прокалывает Сьюзи ухо и дарит сверкающую самодельную сережку из сверкающего жука), мы видим подсвечивающуюся драму взрослых. Бывшие опекуны Сэма отказываются от него, как от не подошедшей вещи; глава опеки (Тильда Суинтон) собирается отправить Сэма в голодный и холодный интернат, потому что так написано в правилах; отец Сьюзи напивается и проваливается во все большую депрессивную инертность. Но всему этому приходит конец, когда дети клянутся друг другу в вечной любви и защите друг друга.
Уэс Андерсон говорит о своем фильме::
“Дети в этой истории – единственные, кто точно знает, чего хочет. Мне нравится, что они абсолютно уверены в своих желаниях и идут напролом. Я не думаю, что дети такие уж невинные, но я считаю, что им доступна простота и определенность в выражении своих мыслей, которой так не хватает взрослым”.