ПРИРОДНЫЙ ПАРК «ОЛЕНИЙ» КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СРЕДА: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

ПРИРОДНЫЙ ПАРК «ОЛЕНИЙ» КАК РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СРЕДА: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Как одно из направлений реабилитации на четвертую смену летнего лагеря в природном парке «Оленьем» было запланировано проведение ландшафтных исследований на территории природного парка «Олений». Предполагалось, что:

  1. География (в частности, ландшафтоведение) как наука будет способствовать развитию абстрактного мышления;
  2. Среди методов исследования ландшафтоведения есть доступные для школьников, увлекательные, эффектные, способствующих развитию внимания, наблюдательности и памяти;
  3. Каждый ребенок в зависимости от его возможностей, способностей и интересов может выбрать понравившееся направление самостоятельной работы.

Описание природного парка «Олений»

Природный парк «Олений» обладает рядом особенностей, делающих его привлекательным для работы школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он основан в 2009 году в Краснинском районе Липецкой области, на границе с Тульской областью. Цель создания парка – восстановление и разведение популяций копытных животных. За 7 лет существования парка общая численность разводимых животных достигла 1000 особей. Стада копытных находятся на полувольном выпасе (в вольерах большой площади). Помимо разведения копытных здесь ведутся научные работы по восстановлению популяций грызунов, водоплавающих птиц, сохранению гнездовий диких хищных птиц, развитию экологического и краеведческого туризма. Важным фактором является создание рабочих мест для местного населения, проживающего в близлежащих селах.

Орографически территория парка принадлежит Новосильскому поднятию, наиболее возвышенной части Среднерусской возвышенности (соответствующей Воронежской антеклизе). Территорию парка с запада на восток пересекает долина р.Семенёк, левого притока р.Красивая Меча, относящейся к бассейну Верхнего Дона.

История геологического развития территории характеризуется интенсивным вулканизмом и горообразованием в архее и протерозое, неоднократной сменой морской и континентальной обстановки в течение фанерозоя и воздействием оледенений четвертичного периода. Современные эрозионные процессы, сопровождающиеся положительными тектоническими движениями, сформировали глубоко и резко расчлененный рельеф. Обнажения в склонах речной долины и других древних и молодых эрозионных формах рельефа, а также в песчаном карьере, позволяют проследить историю геологического развития данной территории начиная с девонского периода. Своеобразие парку придают карстовые формы рельефа, развивающиеся здесь благодаря залеганию на небольшой глубине карстующихся форм известняков.

Парк расположен в лесостепной зоне Европейской части России (коэффициент увлажнения близок к 1). Зональными для данной территории являются сочетания луговых степей с черноземами выщелоченными и широколиственных лесов с оподзоленными черноземами и серыми лесными почвами. Вследствие разнообразия морфолитогенной основы и условий увлажнения зональные  природно-территориальные комплексы (ПТК) сочетаются с экстразональными (экспозиционные сухие степи) и интразональными (низинные пойменные луга и разнообразные ПТК балок).

В результате длительного антропогенного освоения территории природные комплексы этой территории были в значительной мере преобразованы. Бассейн верхнего Дона начал заселяться человеком с верхнего палеолита, соответствующего валдайскому оледенению. На основной территории парка расположено с. Никольское, возникновение которого относят к XVIв, дер.Суходол (XVIIIв), а также несколько заброшенных населенных пунктов: деревни Писарево, Жемайлово. Длительная и интересная история территории парка собобирается в краеведческом музее в дер.Суходол

Основная территория парка в советское время принадлежала колхозу им. Ленина и использовалась под сельское хозяйство (распашка). Территория буферной зоны принадлежала лесничеству и использовалась в лесном хозяйстве. Однако, следы сельскохозяйственного использования этих территорий в прошлом сохранились в почвах водоразделов (наличие старопахотного горизонта).

В настоящее время естественные ПТК сохранились лишь по крутым склонам, поймам р.Семенёк и древним балкам. На остальной территории природного парка ПТК либо активно используются в хозяйственной деятельности, либо находятся на разных стадиях восстановительных сукцессий. Однако, несмотря на небольшую площадь, занимаемую естественными ПТК, они представляют высокую ценность: в том числе противоэрозионную, как места обитания редких, краснокнижных, видов растений, грибов и животных, и формируют, таким образом, экологический каркас территории.

Проведенные комплексные исследования (Сарычев Д.В. и др., 2014) показали высокую ценность территории природного парка «Олений» как среды для развития экологического и краеведческого туризма. Сочетание на небольшой по площади территории объектов, представляющих природную и культурно-историческую ценность, их относительная доступность, наличие возможности наблюдения за дикими животными в естественных / приближенных к естественным условиях, пересеченный рельеф и многочисленные видовые точки, высокие эстетические свойства природных комплексов территории парка и контрастность аспектов его ПТК, а также широкий круг проводимых на территории парка научных исследований, дают разнообразные возможности для развития познавательной активности школьников, вовлечения их в исследовательскую и практическую деятельность.

Анализ результатов ландшафтных исследований, запланированных на период лагеря в ПП «Олений», июль 2016

Анализ результатов работ и необходимые дальнейшие действия приведены в таблице ниже.

Мероприятия Результат Необходимые (корректировочные) действия
Запланированные
1. Использование топографической карты Частично: Усвоены понятия об абсолютных и относительных высотах, изолиниях (основных и промежуточных), открытых и закрытых, положительных и отрицательных формах рельефа (проверить). В качестве моделей использовались глубокие и мелкие тарелки. Построены высотные профили на разные участки эрозионных форм путем измерения расстояний между горизонталями в ГИС и занесения данных в EXCEL.
  1. Распечатка целого листа топографической карты с зарамочными знаками для нормального восприятия
  2. Распечатка в типографии для предотвращения порчи от намокания
  3. Нехватка времени
2. Использование космического снимка Частично: говорилось о различиях в изображении природных и антропогенно-измененных ПТК: лесных, луговых, пойменных, пахотных, лесохозяйственных, селитебных. Не говорилось о возможности более детального дешифрирования растительного покрова, хотя обращалось внимание на различие ПТК.

Не начато дешифрирование снимка (карта ландшафтного покрова).

  1. Распечатка снимка в типографии для предотвращения порчи от намокания
  2. Использование другой ГИС-программы (MapInfo)
  3. Нехватка времени
3. Характеристика природных условий территории природного парка Частично: лекция подготовлена не была, вместо этого был прочитан комплексный отчет 2014 года.

Ландшафты – усвоено, вызывало интерес

Геология – частично усвоено, трудности с объяснением терминов

Гидрология – усвоено, вызывало интерес

Флора – усвоено, вызывало интерес

Фауна – частично прочитано, вызывало интерес

История и культура – вызывало наибольший интерес

  1. Составление (возможно, вместе с ребятами) схематической истории геологического развития на основе геохронологической шкалы
  2. Посещение краеведческого музея
  3. Посещение мемориального комплекса в дер.Суходол
4. Ориентирование по карте, снимку Нет: конный маршрут не состоялся, нехватка времени
  1. Продумать другие возможности транспортировки/ другие способы взаимодействия
5. Знакомство с горными породами Нет: только песок и известняк, остальное – на словах
  1. Набрать песков, суглинков и проч. независимо от организации выходов и рассмотреть их. Провести опыты.
6. Знакомство с формами рельефа и рельефообразующими процессами Да (проверить усвоение)

Использование угломера оказалось невозможным.

7. Знакомство с почвами Частично: только на высокой пойме и конусе выноса. Описания не сделаны, образцы в коробках отобраны только в пойме и не по правилам. Не усвоены основные понятия.
  1. Иметь соляную кислоту
  2. Иметь сантиметровую ленту
  3. Лучше продумать вводный материал
  4. Не хватает моего внимания больше чем на 2-х человек
  5. Нехватка времени
8. Автобусная экскурсия в «Олений» Состоялась во время майской смены
9. Комплексные ландшафтные описания по 3-м катенам Не сделано
  1. Лучше структурировать вводный материал
  2. Продумать способы транспортировки или взаимодействия
  3. Продумать отчетные материалы: возможно, не бланки комплексных описаний, а модели ПТК в прозрачных банках
  4. Нехватка времени
10 Сбор гербария Не опробовано Нехватка времени
11 Работа с определителем Не опробовано Не знаю, как начать
12 Сбор укосов для определения продуктивности Не опробовано
  1. Продумать методику
13 Микроклимат + фенология + наблюдение за поведением животных Не опробовано
  1. Неподходящие погодные условия
  2. Необходимы корпуса для психрометров, штативы
  3. Продумать формы фиксации данных (электронные формы? Возможно, диктофон, но как будем расшифровывать?)
  4. Нехватка времени
14. Конференция: Не состоялась: не собран материал
  1. Контроль/помощь в поиске информации по разрушенному храму
Незапланированное
14. Посещение разрушенного храма Посещение храма и уборка в нем вызвали большой интерес, ребята захотели подробнее узнать его историю, планировали, как они это будут делать.
15. Лекция по зоологии и способах наблюдения за животными Вызвала большой интерес
16. Ведение дневников Делались пометки, кто из девочек говорил первый, и когда задавались вопросы (не знаю для чего).

Был также план вести видеодневник, но он не был реализован (отсутствие напоминания?)

17. Рисование Вера не засыпала во время работы. Многое придумывала сама.

Вика очень старалась, но быстро бросала один рисунок и начинала новый. Рисунки получались однотипные. Пробовать новое боялась, но рисовать домики она придумала сама после посещения храма. Выставка не состоялась.

Дополнительные рекомендации  по организации быта реабилитационного лагеря

  1. Режим дня. Возможно, не строгий.
  2. Чередование сидячих и подвижных занятий в течение дня.
  3. Ограничение времени работы с компьютером.
  4. Зона ответственности по хозяйству для каждого ребенка на каждый день: мытье, вытирание посуды, подметание пола, подготовка дров, … Возможно, полчаса после завтрака нужно уделять хозяйственным делам. Вере было очень важно, когда она сама справилась с мытьем посуды. Вике можно поручить вытирать посуду.
    РАБОТЫ УСПЕШНО ПРОШЛИ  ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА АННЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ГРУШЕВСКОЙ.