Скалолазание. Адаптация для детей с синдромом Дауна.

Синдром Дауна — очень распространённая генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной, 47-й, хромосомы.

У родителей набор хромосом нормальный. Синдром Дауна одинаково часто встречается у мальчиков и у девочек. Соотношение деток с синдромом Дауна 1:700. Оно примерно одинаково в разных странах и не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности.

Как правило диагноз очевиден уже в роддоме. Дети с синдромом Дауна, живущие в семьях как правило добиваются очень хороших результатов, особенно если родители не жалеют их не выделяют, а посильно нагружают домашними делами, учебой и спортом.

А вот о спорте отдельно.

У детей с синдромом Дауна есть свои особенности влияющие на скорость освоения навыков, двигательное поведение, и создают трудности, которые осложняют им жизнь.

Для синдрома Дауна характерны следующие двигательные нарушения:

-  замедленное двигательное развитие,

- сниженный мышечный тонус: они все гипотоничны, то есть имеют сниженный тонус мышц, но каждый в своей степени,

- неадекватные выпрямительные реакции,

- неадекватные реакции сохранения равновесия;

- недостаточная стабилизация положения в суставах (недостаточная мышечная коконтракция1;

- недостаточность проприоцептивного2 подкрепления позы и движений (нет ощущения угла сгибания конечностей, угла наклона туловища и тд.);

- гиперподвижность в суставах.

В результате всех вышеперечисленных проблем таким детям трудно контролировать положение тела в пространстве, управлять движением, менять позы или поддерживать какую-то одну позу. Всё это катастрофа как для развития мелкой, так и крупной моторики. Дети не могут переносить вес на руку или с ноги на ногу, не могут скоординировано дотягиваться до предмета, ощупывать, захватывать, удерживать предметы, и еще хуже у них получаются манипуляции с предметами.

Дети с синдромом Дауна имеют анатомические особенности, которые заметны не вооруженным глазом - руки и ноги у них пропорционально короче, чем у сверстников, а это в сочетании с гипотонией уводит руки из поля зрения и опять мешает координированному движению.

Для детей с синдромом Дауна характерен ряд патологических поз:

- в положении лежа на спине при спонтанном двигательном появляются асимметричные позы,

- ретракция (стягивание, сокращение) плеч и неспособность оторвать руки от поверхности опоры: когда ребенок видит предмет, он сам вроде бы начинает двигаться, а его руки в это время «ползают по поверхности» - движения к предмету не получается,

- сидя дети долго нуждаться в опоре из-за чего опять задерживается развитее двигательных функций рук.

Для ребенка с синдромом Дауна реабилитация должна начаться с первых дней, но мы рассмотрим только скалолазание. Естественно в первый два-три года говорить о скалолазании не приходится, однако у нас были малыши, которые к трем годам уже ловко поднимались по скалодрому.

Цель занятий скалолазанием: укрепить мышцы таза, суставы, дать ощущение себя и своего тела в пространстве, активизировать работу рук, дать чувство равновесия, баланса. Поднять тонус мышц и компенсировать гиперреактивности суставов укреплением связочного аппарата.

Скалолазание на первом этапе мы облегчаем тем что немного «вытягиваем» детей на страховке, давая им возможность снизить нагрузку на суставы и избежать риска травм, а также давая дополнительную мотивацию, в виде первых, пусть пока не очень заслуженных успехов – аванс.

Важно так же постепенно приучать ребенка к правильной технике лазания, точность постановки стопы – лазаем без звука, и заинтересовываем ребенка чтобы не было слышно, предлагая вознаграждение (тут тренер волен выбирать в зависимости от вкуса ребенка) за то, что нет ни одного удара о стенку.

Постепенно в работу все активней включаются руки, идет развитие крупной моторика за счет того, что надо браться за следующие зацепы, и мелкой за счет разного рода способы захватов зацеп и их фактурности.

Важно приучать ребенка к правильной технике лазания, переносить вес с ноги на ногу, переставлять ноги строго поочередно, не прыгать, не пропускать зацепы.

Мальчик с синдромом Дауна, 9 лет, первое занятие.

Мальчик с синдромом Дауна, 9 лет, первое занятие.

Первые два-три месяца мы стараемся не увлекаться скоростью, и не давать ребенку делать огромные шаги, которые кажутся детям очень эффектными.

К спускам на страховке мы добавляем упражнения в виде толчков от стенки зафиксировав страховку на небольшой высоте, толчки обеими ногами перемежаем с толчками поочередно. Рисуем на стене круги и просим ребёнка попадать мыском в круг, постепенно по мере укрепления голеностопа и других суставов заменим круги какой-то из зацеп.

Постоянный контроль за тем чтобы ребенок старался прижать таз к стенке и сам как можно ближе прижимался к стене.

В целом скалолазание — это координация, мышечный тонус, крепкие суставы, развитое чувство баланса, согласованность работы мышц и очень хорошая моторика в целом – всё то чего так не хватает детям с синдромом Дауна.

1 Одновременное повышение тонуса мышц, определяющее возможность удержания позы конечности (т.е. одновременное повышение тонуса и сгибателей и разгибателей, степень которого обусловливается необходимостью удержания суставов в нужном положении), и называется коконтракцией и является важнейшим компонентом позного тонуса.

2 Проприоцептивная сенсорная система – одна из семи частей в общей сенсорной системе человека. Она сообщает нам, где находятся части нашего тела, даже без того, чтобы мы их видели. Это осуществляется благодаря особым нервным окончаниям в суставах, связках и мышцах.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий